20.06.2018

В соответствии с п. 1 статьи 26 Налогового кодекса РК налоговым обязательством признается обязательство налогоплательщика перед государством, возникающее в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, в силу которого налогоплательщик обязан встать на регистрационный учет в налоговом органе, определять объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, исчислять и уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет, а также авансовые и текущие платежи по ним, составлять налоговые формы, представлять налоговые формы, за исключением налоговых регистров, в налоговый орган в установленные сроки.

Согласно норме п.1,2 статьи 14 Налогового кодекса РК налогоплательщик обязан:

  1. своевременно и в полном объеме исполнять налоговое обязательство в соответствии с Налоговым кодексом РК
  2. выполнять законные требования должностных лиц налоговых органов об устранении выявленных нарушений налогового законодательства РК, а также не препятствовать законной деятельности при исполнении ими служебных обязанностей.

В соответствии с п. 1 ст. 116 Налогового кодекса РК в отношении налогоплательщиков, имеющих налоговую задолженность, применяются способы обеспечения исполнения невыполненного в срок налогового обязательства следующими способами:

1) начислением пени на неуплаченную сумму налогов и платежей в бюджет, в том числе авансовых и (или) текущих платежей по ним;

2) приостановлением расходных операций по банковским счетам;

3) приостановлением расходных операций по кассе налогоплательщика.

В случае неисполнения способов обеспечения, невыполненного в срок налогового обязательства, согласно норме ст.121 в отношении данных налогоплательщиков налоговые органы применяют меры принудительного взыскания налоговой задолженности путем:

1) взыскания задолженности в бюджет за счет денег, находящихся на банковских счетах (ст.122 НК РК)

Налоговый орган взыскивает в принудительном порядке с банковских счетов налогоплательщика (налогового агента) суммы налоговой задолженности в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налоговой задолженности налогоплательщиком (налоговым агентом)

  1. взыскания суммы налоговой задолженности налогоплательщика со счетов его дебиторов (ст.123 НК РК)

В случае отсутствия у налогоплательщика (налогового агента), отнесенного в соответствии с системой управления рисками к категории высокого или среднего уровня риска, банковских счетов, а также при непогашении налоговой задолженности после взыскания за счет денег, находящихся на банковских счетах, налоговый орган в пределах образовавшейся налоговой задолженности обращает взыскание на деньги, находящиеся на банковских счетах третьих лиц, имеющих задолженность перед налогоплательщиком.

  1. взыскания за счет реализации ограниченного в распоряжении имущества налогоплательщика в счет задолженности в бюджет (ст.124 НК РК)

Налоговый орган, в случае отсутствия или недостаточности у налогоплательщика денег на банковских счетах и на банковских счетах его дебиторов либо отсутствия у него и (или) у его дебиторов банковских счетов, без его согласия выносит постановление об обращении взыскания на ограниченное в распоряжении имущество налогоплательщика

  1. принудительного выпуска объявленных акций налогоплательщика – акционерного общества с участием государства в уставном капитале (ст.125 НК РК)
  2.  признания налогоплательщика банкротом (ст.126 НК РК)

1. В случае непогашения налогоплательщиком суммы задолженности в бюджет после принятия всех мер, предусмотренных статьей 121 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе принять меры по признанию его банкротом в соответствии с законодательством Республики Казахстан о реабилитации и банкротстве.

2. Порядок ликвидации налогоплательщика, признанного банкротом, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о реабилитации и банкротстве.

При недостаточности имущества должника для удовлетворения требований всех кредиторов должностные лица должника, в обязанности которых входит выполнение требований, солидарно несут субсидиарную ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

На сегодняшний день привлечение к субсидиарной ответственности собственников предприятий и их должностных лиц в процедуре банкротства является одним из способов защиты интересов кредиторов, не получивших удовлетворения своих требований по результатам процедуры банкротства, и инструментов для «дисциплинирования» собственников предприятий по своевременному принятию мер в случае возникновения неплатежеспособности.

         Субсидиарная ответственность учредителей (участников) в специальном правовом акте впервые была предусмотрена в Законе Республики Казахстан от 21 января 1997 года «О банкротстве», пункт 1 статьи 5 которой предусматривал, что собственники имущества должника (уполномоченный им орган), учредитель (участник) и (или) должностные лица юридического лица-должника несли субсидиарную ответственность перед кредиторами принадлежащим им имуществом за преднамеренное приведение должника к неплатежеспособности (преднамеренное банкротство).

         С введением с действие в 2014 году Закона «О реабилитации и банкротстве» (далее – Закон) помимо ответственности учредителя за преднамеренное приведение должника до банкротства также предусмотрена ответственность должностных лиц банкрота за невыполнение требований, предусмотренных Законом, при наступлении неплатежеспособности.

         Такие требования предусмотрены в подпунктах 1)-6) пункта 2 статьи 11 Закона, согласно которой должник обязан:

обратиться в суд о признании его банкротом в случае, когда собственником его имущества, уполномоченным им органом, органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами, принято решение о его ликвидации, а стоимости имущества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме;

обратиться в суд о признании его банкротом, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения им денежных обязательств в полном объеме перед другими кредиторами;

в течение шести месяцев обратиться в суд о признании его банкротом со дня, когда должник узнал или должен был знать о наступлении неплатежеспособности, за исключением случая, когда в отношении должника вступило в законную силу решение суда о применении процедуры урегулирования неплатежеспособности;

предоставить суду и администратору в течение трех рабочих дней с даты назначения администратора информацию о финансово-хозяйственной деятельности, в том числе сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе имуществе, обремененном залогом, находящемся в имущественном найме (аренде) и (или) в лизинге, о деньгах, находящихся на банковских счетах, номерах счетов и месте нахождения банков, о сумме дебиторской задолженности;

передать реабилитационному управляющему в течение трех рабочих дней с даты его назначения учредительные документы, печати, штампы, в течение пятнадцати рабочих дней – учетную документацию, в течение двух месяцев – материальные и иные ценности;

со дня назначения временного управляющего обеспечить ему доступ к учетной документации для изучения путем просмотра.

Таким образом, при установлении в процедуре банкротства признаков преднамеренного, ложного банкротства, совершенного учредителем\участником банкрота, а также в случае невыполнения должностными лицами банкрота требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона, администратор обязан обратиться в суд с иском о привлечении виновных лиц банкротов к субсидиарной ответственности с взысканием суммы ущерба.

Необходимо отметить, что под субсидиарной ответственностью понимается дополнительная ответственность учредителя (участника) и (или) должностного лица банкрота принадлежащим им личным имуществом по неисполненным обязательствам банкрота.

Другими словами, в случае недостаточности имущества банкрота для удовлетворения в полном объеме требований кредиторов по результатам процедуры банкротства виновное лицо банкротства (учредитель, участник или должностное лицо) отвечает перед кредиторами банкрота всем принадлежащим ему личным имуществом.

На сегодняшний день сложилась определенная судебная практика по рассмотрению судебными органами исков о привлечении учредителей (участников) и (или) должностных лиц банкротов к субсидиарной ответственности и взыскании суммы ущерба.

В целях максимального взыскания сумм ущерба и их направления для погашения требований кредиторов администраторами и территориальными департаментами государственных доходов проводится совместная работа с государственными и частными судебными исполнителями.

Зачастую виновные лица банкротств уже на стадии рассмотрения в суде дела о привлечении к субсидиарной ответственности и взыскании сумм ущерба пытаются уйти от ответственности, отчуждая имущество, принадлежащее им на праве собственности.

Стоит отметить, что администраторы, являясь стороной исполнительного производства, наделены правами взыскателя, который, в соответствии со статьей 16 Закона Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», вправе представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных, давать устные и письменные объяснения в процессе исполнительных действий, высказывать свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства и другие.

Пользуясь указанными правами, администраторы проводят работу по сбору сведений о наличии\отсутствии зарегистрированного имущества у лиц, привлеченных к субсидиарной ответственности, в том числе имуществе, зарегистрированном на виновных лиц до возбуждения процедуры банкротства.

В настоящее время в судебные органы администраторами Павлодарской области направлено 82 иска о привлечении к субсидиарной ответственности должностных лиц (учредителей), из них решением СМЭС 37 исков удовлетворены. Судебными исполнителями проводится работа по взысканию ущерба с должностных лиц (учредителей) банкротов в пользу требований кредиторов.

Департамент государственных доходов по Павлодарской области


Источник: http://pvl.kgd.gov.kz